Отредактировано:07.11.06 06:04
Еще один текст, от которого получил подлинное наслаждение. К сожалению, он большой, а сканера нет, поэтому сделал что-то вроде реферата.
Редистрибуция - практика перераспределения сверху вниз, от главы коллектива совместно нажитого имущества в интересах того или тех, кто находится на социальном верху. Возникает "власть-собственность": у кого власть, тот и распределяет достояние объединенного им и подчиняющегося его власти коллектива. (Высшая власть рождает право собственности: глава имеет не просто власть, но "власть-собственность"). Восточная власть-собственность - эквивалент европейского вида частной собственности, но этот эквивалент значительно отличается от европейского аналога. На это обратил внимание Гегель, а затем Маркс.
В Азии не существовало антагонистических классов, "было противостояние организованного в мелкие общины сельского населения сильному централизованному аппарату власти, который руководил этими общинами и жил за их счёт. Такие структуры Маркс вслед за Гегелем нередко именовал "восточными деспотиями", не забывая при этом упомянуть и о "поголовном рабстве", характерном именно для восточных социально-политических структур..."
По Марксу, в восточных деспотиях отсутствовала частная собственность, а наличествовала верховная собственность (в чем он ошибался). Теория Маркса об "азиатском" способе производства вновь стала обсуждаться только после смерти Сталина (на что были свои причины: "…описанный Марксом способ существования обществ Азии очень уж походил на тот, что создал в нашей стране Сталин". Сталин это понимал, а потому исследование проблемы "азиатского способа производства" не велось - таких исследователей попросту уничтожали. Тем более, что "азиатский способ производства" не очень-то вписывался в каноны "исторического материализма". (Зато хорошо вписывается в нынешние российские реалии)).
Выяснилось, что "частная собственность на Востоке всё же была - но совсем не такая, как в Европе с античности, [B]где собственник и активный агент рынка был наделен всеми правами и многими льготами и привилегиями, а избранное такими, как он, руководство полиса обслуживало прежде всего интересы собственников". [/B] На Востоке дело всегда обстояло наоборот: "частный собственник, не причастный к власти, был целиком в зависимости от господствовавшего в структуре аппарата власти, относившегося к частному собственнику с явным недоброжелательством. Это и неудивительно: государство, возникшее намного раньше представления о собственности и создавшее хорошо налаженную структуру давно сложившихся взаимоотношений между ним и опекаемыми подданными, абсолютно довлело над обществом… Только власть, то есть причастность к аппарату администрации, делала человека собственником всего достояния коллектива и предоставляла ему право перераспределения собственности коллектива по своему усмотрению (т.е. редистрибуции)".
(Следующий абзац я читал, смакуя каждое слово).
[B]"К слову, именно поэтому власть в целом не только не давала разбогатевшему частному собственнику ни прав, ни льгот, ни привилегий, но напротив, опутывала его различными обязательствами и стремилась взять с него в виде поборов и взяток как можно больше. С её точки зрения это было вполне логичным: собственник клал в свой карман то, что должно было быть достоянием казны и находиться в распоряжении власти". [/B]
"Конечно, в интересах казны, аппарата власти и принципов власти-собственности и централизованной редистрибуция следовало бы… экспроприировать частную собственность до конца… Однако длительная практика показала…, что развитое общество без частной торговли и хотя бы небольшого по объему предпринимательства обойтись не может, оно без этого быстро приходит в упадок, чреватый кризисом". На Востоке после попыток уничтожить частную собственность стали это понимать. Поэтому власть-собственность сосуществовала с ограниченной и в общем лояльной по отношении к власти частной собственностью. [B]"Лояльность в этом случае обеспечивалась весьма просто: стоило в обществе нарушиться стабильности и возникнуть кризису, как обездоленные начинали крушить хозяйство прежде всего частных собственников, где было что взять. Хорошо понимая это, собственники всегда готовы были платить власти всё, что та с них требовала, а также удовлетворить алчные требования чиновников ради того, чтобы сохранить стабильность и не допустить кризиса". [/B]
"Принципиальное отличие между Западом и Востоком, начиная с античности, отнюдь не ограничивалось тем, что в античной Греции частная собственность и рынок не только существовали и господствовали, но и находились под патронатом (покровительством. - Диоген) власти. Очень важно обратить внимание на то, что античная Греция впервые в истории человечества осознала и возвела на должный пьедестал понятие "свобода". Быть может, это вычленение свободных и представление всем свободным гражданам многочисленных и неотъемлемых прав особенно ценилось большинством населения именно потому, что рядом с ними находилось меньшинство, состоявшее из неполноправных чужаков и бесправных рабов. … Быть свободным оказалось привилегией граждан…, и эту свою привилегию граждане ценили выше всего…
(Продолжение в комментах)